Темные паттерны.
Почему не стоит использовать их в веб-дизайне?

Темные паттерны — это интерфейсы веб-сайтов, которые побуждают пользователей совершать те действия, о которых они ранее не задумывались. Эти хитрые элементы намеренно заставляют пользователей взаимодействовать с сайтом так, как выгодно компании. 

Темные паттерны помогают компаниям увеличивать краткосрочные продажи, оформленные подписки, KPI и другие показатели

В этой статье мы подробнее расскажем вам, что такое темные паттерны, а также объясним, почему вам не следует использовать их в своих веб-дизайнах.

Что такое темные паттерны?

Темный паттерн (англ. dark patterns) — это пользовательский интерфейс, который заставляет пользователей делать то, чего обычно они бы не сделали. Например, подписаться на e-mail рассылку, добавить в корзину дополнительный товар или приобрести премиум-версию программы.

Этот термины был впервые придуман Гарри Бринулом, специалистом в области когнитивистики, в августе 2010 года при регистрации библиотеки паттернов darkpatterns.org. 

Темный паттерн является одним из видов манипуляции — вы намеренно создаете специальные элементы, чтобы побудить вашего пользователя совершить определенное действие на сайте. Именно поэтому темный паттерн считают неэтичным способом взаимодействия с пользователями.

Самый распространенный темный паттерн — это межстраничная реклама в мобильных играх. Многие бесплатные игровые приложения сопровождаются рекламой, которую вы не можете закрыть, потому что значок «x» слишком маленький или вообще скрыт.

Виды темных паттернов

Гарри Бринул выделяет 9 типов темных паттернов. Ниже мы подробнее рассмотрим каждый из них: 

  1. Приманка и подмена: когда пользователь хочет сделать одно действие, но неумышленно совершает другое. Например, при нажатии на кнопку «Закрыть рекламу» реклама не закрывается, а появляется выпадающий список с различными опциями.
  2. Подтверждение: этот метод заставляет пользователя совершать дополнительные действия.
  3. Замаскированная реклама: это объявления, которые похожи на контент вашего веб-сайта, но на самом деле являются рекламой. 
  4. Принудительная непрерывность: когда пользователь подписывается на бесплатную  пробную версию, но потом забывает описаться. 
  5. Скрытые расходы: это добавление дополнительных товаров в корзину пользователю.
  6. Неверное направление: когда дизайн самого сайта помогает вам сфокусироваться на конкретном объекте, например, на акционном товаре.
  7. Конфиденциальность: когда веб-сайт скрытным способом заставляет пользователей сообщать о себе большое количество информации.
  8. Roach motel: это метод, с помощью которого пользователь легко оформляет подписку на что-либо, но потом не может найти, как быстро отписаться. 
  9. Вопрос с подвохом: когда интерфейс сайта предлагает пользователю неоднозначный вопрос. Например, пользователь нажимает красную кнопку, чтобы отклонить что-либо, но на самом деле красная кнопка отвечает за команду «подтвердить», а зеленая, наоборот, «отклонить». 

Почему не стоит использовать темные паттерны?

Использование темных паттернов — это теневой дизайнерский прием. Из-за темных паттернов пользователи могут случайно нажать на надоедливую рекламу, а это в свою очередь приведет к высокому показателю отказов. 

Темные паттерны дадут вам ложное представление о том, насколько хорошо работает ваш веб-сайт или приложение. Потому что дополнительные клики вы будете получать только из-за темных паттернов, а не из-за интересного и полезного контента или продукта.

Также темные паттерны наверняка расстроят ваших пользователей пользователей, а в долгосрочной перспективе вы можете вовсе лишиться вашей аудитории. 

Используя темные паттерны как часть стратегии роста, вы вряд ли долго будете на плаву — в конечном итоге вы просто потеряете доверие ваших пользователей, а ваши охваты уменьшатся. 

Самый главный секрет повышения конверсии сайта — это создание полезного контента, который естественным образом привлечет внимание пользователей. 


Источник: designshack.net 

Условия передачи информации

Я даю согласие OOO «ЭсБилдер» (далее «BINN») на обработку моих персональных данных в соответствии со статьями 6, 9, 10, 18 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», указанных в онлайн-форме и/или предоставленных мною с целью:

Способы обработки персональных данных могут быть любыми, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, воспроизведение, обезличивание, блокирование и уничтожение.

Настоящее согласие применяется в отношении обработки следующих данных: имя, номер телефона, адрес электронной почты (E-mail).

Настоящее согласие предоставляется сроком на пять лет. По истечении указанного срока действие согласия считается продленным на каждые следующие пять лет при отсутствии сведений о его отзыве.

Согласие может быть отозвано мною в любой момент путем направления в BINN подписанного мною письменного заявления.